Слово "консалтинг" вызывает у специалистов самые противоречивые ассоциации. В данном материале описываются принципиальные подходы к анализу деятельности предприятий, преимущественно птицеводческих.
 

            Консалтинговыми услугами в России начинают пользоваться все большее количество специалистов, руководителей и владельцев различных предприятий. В основном к услугам специалистов-консультантов прибегают пока что высокотехнологичные отрасли промышленности или отдельные предприятия, имеющие в своем распоряжении хорошо развитую инфраструктуру, высококлассных специалистов и оперирующие значительными материальными и финансовыми ресурсами. Это экономически оправдано, поскольку при управлении значительными материальными и финансовыми ресурсами даже незначительная ошибка или непринятие своевременного правильного решения ведет к резкому снижению доходов предприятия. Такая отрасль, как сельское хозяйство, в России достаточно консервативная, инерционная, и передовые технологии и прогрессивные приемы управления предприятиями такого рода внедряются достаточно трудно. Птицеводство по сравнению с животноводством и растениеводством является более прогрессивной отраслью, но перечень проблем остается примерно таким же. Как бы там ни было, в результате тех или иных причин мы имеем в отрасли при казалось бы одинаковых стартовых условиях большое количество успешно работающих предприятий, получающих значительную прибыль и одновременно не меньшее количество предприятий, едва сводящих концы с концами.

Консалтинг — это очень широкое понятие, и ввиду этого оно мало что объясняет, ибо любая помощь клиенту при решении проблем, возникающих в ходе его деятельности, имеет право называться консалтингом.

            Одно из официальных определений консалтинга звучит так: «Консалтинг — это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента». Проще говоря, консалтинг — это процесс оказания консультационных услуг специальными организациями или отдельными лицами другим предприятиям.
            Давно известно, что учиться на ошибках других проще и дешевле, чем на своих собственных. В абсолютном большинстве случаев проще, быстрее и дешевле получить готовое решение возникшей проблемы или проблем, чем тратить на их самостоятельное решение дополнительные средства, ресурсы и, самое главное, время. Одним из перспективных направлений консалтинга является всесторонняя экспертиза различных проектов. Наиболее часто консалтинговыми услугами пользуются владельцы предприятий, которые заинтересованы в получении объективной информации о текущей деятельности предприятия, в прогнозах о возможных вариантах развития предприятия, профессиональной экспертизе различных проектов. Рынок консалтинговых услуг в птицеводстве и животноводстве в России еще не сформировался и ограничивается пока в основном только рекомендациями по применению различных ветеринарных препаратов, кормовых добавок, витаминов и ферментов. Такого рода услуги мало чем отличаются от предоставляемых маркетинговыми кампаниями и ориентированы, прежде всего, на успешную продажу рекламируемых и продаваемых товаров в рамках отдельного маркетингового проекта и поэтому значительной пользы для предприятий не приносят.

          Основные виды консалтинга
            Сложность оказания консалтинговых услуг в животноводстве и птицеводстве состоит в том, что в качестве «средства производства» здесь используется живой объект, а не машина, в которой для ее успешной работы необходимо заменить бракованную деталь на исправную. Помимо этого, на любом предприятии редко существует отдельно взятая проблема, решение которой моментально увеличивает прибыльность предприятия. Как правило, это комплекс больших и маленьких проблем и устранение одной большой проблемы невозможно без устранения целого ряда мелких сопутствующих проблем. Основная задача в работе консалтинговой компании состоит в том, чтобы увидеть картину предприятия в целом и проанализировать все производственные связи между хозяйственными процедурами.
            Поэтому специалисты, оказывающие консалтинговые услуги, помимо профильного образования, должны быть обучены специальным методикам, позволяющим выявлять неэффективные участки в производстве за короткое время и исправлять недостатки с наименьшими затратами. Как бы хорошо ни был подготовлен специалист, работающий на предприятии, он сильно загружен рутинной повседневной работой. Чаще всего большая производственная нагрузка не дает возможности глубоко вникнуть в суть отдельной проблемы или комплекса производственных проблем. Работу специалистов предприятия в контакте со специалистами консалтинговой группы можно рассматривать еще и как процесс их дополнительного производственного обучения, который, несомненно, дает в дальнейшем свои положительные результаты. В развитых государствах специалисты-производственники к консалтинговым услугам относятся как к необходимой части производственного процесса и не воспринимают это как вызов их профессионализму, понимая, что «нельзя объять необъятное». В России пока что специалисты предприятий относятся к такому виду услуг с опаской и порой воспринимают решение своего руководства пригласить специалиста со стороны для анализа и возможного решения проблем на предприятии как личное оскорбление. Но это вопрос российского менталитета, времени и внутренней культуры. Сказанное выше никак не относится к большинству птицефабрик и комбикормовых заводов Ленинградской области, где очень высок уровень профессиональной подготовки специалистов и которые, тем не менее, охотно и плодотворно работают со специалистами подобного профиля.

            Конечным результатом деятельности является не только решение проблем, с которыми сталкиваются руководители, но и повышение эффективности деятельности компании в целом и/или увеличение индивидуальной производительности труда каждого работника, а в некоторых случаях — создание конкурентных преимуществ и вывод компании на новый уровень.

            Как известно, бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей. Задача консалтинговой группы предельно проста — уменьшение расходной части либо при прочих равных условиях увеличение доходной. Владельца предприятия, прежде всего, интересует доходность предприятия. Поэтому все усилия специалистов должны быть направлены именно на это. Понятно, что речь идет не о сиюминутной выгоде, а о стабильной долговременной успешной работе предприятия.
            Как же происходит работа консалтинговой компании? По сложившейся методике работа группы консультантов происходит в несколько этапов и начинается с предварительной экспертизы предприятия. В зависимости от его величины на этот этап требуется от 7 до 14 дней. За это время изучаются производственные документы, и визуально оценивается состояние различных производственных участков. Часто теоретические предположения и выводы, сделанные на основании анализа производственных документов, не отражают в полной мере истинной ситуации на предприятии. Политика нашей компании заключается в том, чтобы выдавать не только голые теоретические рекомендации по устранению недостатков на предприятии, но и практически участвовать в их устранении и нести за экономическую эффективность своей работы ответственность.
            Именно первый этап работы особенно важен, поскольку на основании первичного комплексного анализа выдаются первые рекомендации по снижению себестоимости продукции. Помимо документов, отражающих процесс кормления, содержания и развитие птицы анализируются также документы по расходу ТЭР, эффективности вентиляции, оптимальности транспортных перевозок, логистике, структуре продаж и многим другим параметрам. Мы исходим из того, что предприятие является единым организмом, и сбой в работе одного из органов неизбежно приводит к ухудшению его «экономического здоровья».
            Если комплекс проблем на предприятии достаточно обширен или для их решения необходимо более глубокое изучение, необходим второй этап работ. Решение о целесообразности проведения второго этапа работ принимается руководителем или владельцем предприятия, и обусловливается ожидаемым финансовым результатом. В начале второго этапа очень важным моментом является определение приоритетов, то есть выбор наиболее важных направлений работы, позволяющих наиболее быстро и эффективно увеличить доход предприятия.
Принятие решения о разработке и проведении тех или иных программ находится в прямой зависимости от экономической целесообразности и сроков их окупаемости. В первую очередь, внимания заслуживают те проекты и мероприятия, которые дают быстрый экономический эффект. Поэтому работа специалистов компании может быть локальной, то есть по решению одной конкретной задачи, или глобальной — направленной на увеличение доходности предприятия за счет оптимизации всех производственных процессов. К локальной работе можно отнести разработку мероприятий по оптимизации кормления и кормоприготовления, увеличению процента вывода суточного молодняка, реконструкции системы вентиляции, снижению количества насечки яиц и многое другое. Любое из разработанных мероприятий подразумевает снижение прямых затрат и повышение эффективности работы на каждом из участков.
            Как правило, многие птицеводческие предприятия стремятся получать максимальную продуктивность от птицы любой ценой. Но, как оказалось, это не всегда целесообразно. Сбалансированные корма, высококвалифицированные специалисты, хороший микроклимат, производительное оборудование стоят дорого — все качественное стоит дорого. Предельно высокие производственные показатели — вопрос, скорее, политический, чем экономический. Владельца предприятия, в первую очередь, интересуют не производственные показатели, а прибыль, получаемая на предприятии. Продуктивность, количество павшей птицы, технологический план-график и другие параметры — это всего лишь средства к достижению цели. Эффективность работы предприятия определяется суммарным балансом между доходной и расходной частями, и для этого не обязательно получать максимально возможные показатели продуктивности. Порой экономически выгоднее несколько проиграть в продуктивности птицы, выиграв при этом, например, в стоимости рациона. И если после проведения каких-то мероприятий на птицефабрике прибыль значительно увеличилась, но при этом снизились какие-то показатели продуктивности, то это экономически оправдано. Выполнение такого рода мероприятий на птицефабрике или другом предприятии осложняется во многом стереотипом мышления  ведущих специалистов и методами оценки их профессиональной деятельности. Например, при оценке работы ветеринарного врача в качестве основного критерия выступает сохранность поголовья, и если она высокая, то работа ветеринарного врача считается удовлетворительной. Но, как показывает практика, часто объем и частота ветеринарных мероприятий оказываются избыточными, а необходимые ветеринарные препараты приобретаются под давлением рекламы, что приводит к значительному увеличению текущих затрат. Понятно, что речь здесь не идет об обязательных ветеринарных мероприятиях — вакцинациях и диагностических исследованиях. Подобные неоправданно высокие  затраты можно наблюдать в кормлении, избыточном воздухообмене в производственных помещениях, других особенностях технологии и многом другом. Главной проблемой в этих случаях является то, что ведущий специалист отвечает лишь за свой участок и не видит, а может быть, не хочет видеть работу предприятия в целом.
            Для определения оптимальных параметров работы в большинстве случаев специалистами по консалтингу строится математическая модель работы предприятия, после анализа которой можно определить направление дальнейшей работы, в том числе оптимальный состав рациона, оптимальную продуктивность и многие другие оптимальные параметры. В каждом перечисленном словосочетании слово «оптимальный» означает максимальную эффективность при минимуме затрат. Подобные модели можно построить на сколь угодно длительный срок и на любое количество производственных процессов, что позволяет оценивать возможную динамику развития предприятия во времени.
            Схема работы компании с предприятием может быть любой — от дистанционного анализа деятельности и выработки оптимальных решений до непосредственного управления деятельностью предприятия. В любом из случаев компания несет прямую ответственность за принятые решения, проведенные мероприятия и полученный при этом экономический эффект. В любом из случаев стоимость услуг компании гораздо меньше полученного экономического эффекта.
            Часто работа специалистов, направленная на решение одной проблемы, позволяет решить одновременно и ряд других проблем. Например, поиски вариантов увеличения количества инкубационных яиц родительских форм на одной из птицефабрик привели к изобретению нового способа мойки яиц и яйцемоечной машины, аналогов которой нет в мировой практике. Теперь сильно загрязненные яйца после их мойки и обработки можно с успехом использовать для инкубации. Экономическая сторона такого изобретения очень значительна. Так, мойка грязных инкубационных яиц и перевод их после этого из категории грязного пищевого в категорию инкубационного позволяет сэкономить на каждом из вымытых яиц от 2 до 5 руб. Экономический эффект от такой обработки яиц колоссальный и значительно увеличивает доходную часть бюджета предприятия. Мойка инкубационных яиц водоплавающей птицы позволяет снизить их себестоимость как минимум на 15% за счет увеличения процента вывода суточного молодняка, а также процента выхода инкубационных яиц. Необходимое для мойки яиц оборудование окупается примерно за три месяца.
            Анализ технологического графика и его коррекция на одной из птицефабрик Ленинградской области в течение 7 дней позволила избежать потерь на этом предприятии на сумму около 30 млн. руб. в год. Эти примеры показывают, насколько может быть эффективна работа специалиста-консультанта.
            По мнению наших специалистов, на птицефабрике со средним уровнем продуктивности и поголовьем кур-несушек 250–300 тыс. гол. удается избежать потерь на сумму от 5 до 10 млн. руб. в год, а это означает, что на столько же увеличивается прибыль.
            Максимального экономического эффекта удается достичь на крупных птицеводческих предприятиях и холдинговых структурах, имеющих в своем составе комбикормовые заводы и цеха по переработке продукции. В этом случае потенциал для успешной работы предприятия значительно возрастает.

Наши партнеры, с которыми мы работали и работаем:
Министерство сельского хозяйства Астраханская область
Птицефабрика "Камызякская" Астраханская область
Птицефабрика "Степная" Астраханская область
Птицефабрика Владимировская Астраханская область
Птицефабрика "Бэровская" Астраханская область
Птицефабрика "Харабалинская" Астраханская область
ЗАО "Птицефабрика Невская" Ленинградская область
ЗАО "Птицефабрика Синявинская" Ленинградская область
ОАО "Плодородие" Липецкая область
ОАО "Племрепродуктор 1 порядка "Зоринский"" Саратовская область
ООО "Возрождение-1" Саратовская область
ООО "Чебаркульская птица" Челябинская область
ЗАО "Микротэп" г. Москва
ООО "Пирулина" г. Москва
ООО "Универсал" г. Москва
Свинокомплекс ЗАО "Ливенское мясо" Орловская область
ГУП "Пензенский дрожжевой завод" г. Пенза
Птицефабрика им. К. Маркса Саратовская область
ООО "Витакорм" г. Саратов

 
 

ooobasy@mail.ru
Телефон  (8452) 93 80 14;  46 69 94 
 

На главную страницу

Hosted by uCoz